Критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя

Доклад Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2016 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2017 год

Уважаемые участники заседания! 


Завершился 2016 год. Это был сложный год для Узбекистана и его народа. Убедительным свидетельством тому стали события последних пяти месяцев. 

Прошедшие президентские выборы и праздничные мероприятия, посвященные 24-й годовщине Конституции Узбекистана, еще раз продемонстрировали всему миру прочность нашей государственной системы, сплоченность всех ветвей власти, общества и всего нашего народа. 

Сегодня рядом с нами нет дорогого для всех нас Ислама Абдуганиевича Каримова. Однако мы в своей деятельности всегда опираемся на разработанные нашим Первым Президентом стратегические принципы реализации собственной «узбекской модели» развития и создания современной государственности. 

Эти принципы являются прочным фундаментом дальнейшего обеспечения политических, экономических и социальных преобразований в Узбекистане. 

2017 год мы объявили Годом диалога с народом и интересов человека. Исходя из этого, я предлагаю определить основные направления обсуждения на нашем заседании. Считаю необходимым сосредоточить ваше внимание на следующих важнейших вопросах. 

Во-первых, почему не достигнуты отдельные показатели развития отраслей экономики и территорий? Кто персонально несет за это ответственность? 

Во-вторых, нам с вами следует определить важнейшие направления и приоритеты экономической программы на 2017 год. 

В-третьих, какие стратегические задачи нам предстоит реализовать в ближайшие пять лет? 

Считаю необходимым предупредить всех присутствующих: надо не увлекаться «победными» рапортами и отчетами о проделанной работе, а сосредоточить основное внимание на недостатках и их истинных причинах, а также конкретных предложениях и проблемных вопросах, требующих решения правительства и Президента страны. 

Предлагаю провести заседание в большей степени в форме диалога. Ответы на поставленные вопросы должны быть предельно четкими и ясными. Это в равной степени касается не только каждого заместителя Премьер-министра, члена правительства и других присутствующих в этом зале, но и всех руководителей городов и районов республики. 

Анализируя сегодня поступательное продвижение нашей страны по пути стабильного развития, мы имеем все основания заявить, что в истекшем году сделаны решительные шаги в реализации принципиально важных реформ. 

Основная цель этих реформ – обеспечить достойные уровень и качество жизни наших людей. 

Этот курс динамичного и стабильного развития, безусловно, будет продолжен и дальше. 

Критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя – будь это Премьер-министр или его заместитель, член правительства или хоким территории.
 

Сегодня задача каждого из нас, и прежде всего руководителей органов государственного управления, на основе критического анализа положения дел в соответствующих сферах и отраслях ответственно обеспечить реализацию возложенных на нас задач. Время для этого настало. 

Исходя из этого, а также с учетом предложений, поступивших в ходе широкого обсуждения проекта Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан на 2017-2021 годы, вношу предложение определить на 2017 год одиннадцать важнейших приоритетов. 

Эти важнейшие приоритеты указаны в протоколе нашего сегодняшнего заседания. Поручаю Премьер-министру А.Арипову в месячный срок представить комплекс взаимоувязанных практических мер по их реализации. 

Самый главный приоритет – реализация Государственной программы «Год диалога с народом и интересов человека», последовательное воплощение в жизнь благородной идеи «Интересы человека – превыше всего». 

Именно эти ключевые задачи должны стать отправной точкой для внесения серьезных корректив в основные направления и приоритеты углубления экономических реформ. Для этого необходимо реализовать следующие задачи. 

Первое – внедрить новые эффективные механизмы и методы налаживания открытого диалога с гражданами, в том числе отчетность перед населением хокимов всех уровней, руководителей органов прокуратуры и внутренних дел. Думаю, что активное участие в этой важной работе примут комитеты Законодательной палаты и Сената. 

Представляется целесообразным, что начиная с 1 февраля текущего года Спикер Законодательной палаты Н.Исмаилов и Председатель Сената Н.Юлдашев, также выезжая на места, на основе личного изучения положения дел будут оказывать практическую помощь в решении насущных потребностей населения. 

Второе – надо обеспечить эффективную организацию деятельности Народных приемных Президента Республики Узбекистан в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте, в каждом районе и городе, Виртуальной приемной Президента Республики Узбекистан. 

Главная цель всей этой работы – обеспечить оперативное и тщательное рассмотрение обращений и решение вопросов, касающихся законных интересов граждан. Нельзя в очередной раз в погоне за цифрами и «гладкими» отчетами устраивать кампанейщину. Народ нам этого никогда не простит! 

Впредь, если заявитель, получив письменный ответ, не будет удовлетворен решением своей проблемы в рамках закона, то его обращение с контроля сниматься не будет. 

Третье – специально созданной комиссии во главе с Премьер-министром необходимо в недельный срок доработать и внести на утверждение проект Государственной программы «Год диалога с народом и интересов человека». 

Важнейшим приоритетом является дальнейшее укрепление макроэкономической стабильности и сохранение высоких темпов роста экономики, в том числе сбалансированности Государственного бюджета на всех уровнях, устойчивости национальной валюты и уровня цен на внутреннем рынке. 

Считаю необходимым еще раз предупредить всех заместителей Премьер-министра, министра экономики Г.Саидову, министра финансов Б.Ходжаева, председателей налогового и таможенного комитетов Б.Парпиева и М.Тохирий об их персональной ответственности за достижение утвержденных основных показателей на 2017 год. 

Особо отмечу, что нельзя согласиться с предложениями руководства Комплекса макроэкономики – Р.Азимова, министерств экономики – Г.Саидовой и финансов – Б.Ходжаева о прогнозировании дефицита госбюджета по итогам года. 

Речь может и должна идти только о профиците бюджета. Это одна из стратегических задач, требующая не обсуждения, а безусловного выполнения.
 

С этой целью необходимо, чтобы для всего Комплекса макроэкономики стали нормой постоянные выезды на места, изучение возможностей каждой семьи заниматься предпринимательской деятельностью, решение проблем расширения финансирования и оказание практической помощи предпринимателям. 

Только в этом случае мы добьемся нужных результатов. В этой связи также хокимы и их первые заместители обязаны в корне изменить свои методы работы и мировоззрение. 

За счет разработки практических мер по расширению налогооблагаемой базы в каждом городе и районе, без учета вклада крупных предприятий, следует неукоснительно обеспечить вывод из субвенционности Республики Каракалпакстан и всех районов Ташкентской области. 

Нынешний год и для других хокимиятов, а также соответствующих органов станет экзаменом по вопросам сокращения субвенционности. 

Для этого необходимо, чтобы все министерства и ведомства, входящие в состав Комплекса макроэкономики, обеспечили ежедневную, еженедельную эффективную и напряженную работу, без этого невозможно достичь результата. 

В связи с этим руководитель Комплекса макроэкономики (Р.Азимов) должен довести до нижестоящих звеньев управления суть новой системы и обеспечить гарантированные результаты.

Уважаемые друзья! 

Сама жизнь и требования народа ставят перед нами новые и все более сложные задачи, требующие практического решения. 

Главная проблема здесь, на мой взгляд, заключается в следующем. 

Во-первых, это определенная оторванность отдельных ведомств и их руководителей от конкретных реалий жизни и потребностей народа. 

Во-вторых, это поверхностный подход при разработке отраслевых и территориальных концепций и программ. 

И, наконец, третий главный недостаток – это кабинетный стиль решения непростых проблем, без глубокого изучения положения дел в отраслях экономики, на конкретных предприятиях, в городах и районах, особенно в сельской местности.
 

Поэтому я требую сегодня от заместителей Премьер-министра не занимать позицию адвокатов своих ведомств, а, руководствуясь интересами прежде всего государства, предельно ясно и четко ответить на эти вопросы. Более того, дать принципиальную и конструктивную оценку каждому из руководителей органов управления, входящих в состав комплекса. 

Каково положение дел в базовых отраслях, являющихся фундаментом устойчивого развития экономики страны? 

Почему при создании государством необходимых условий не обеспечиваются стабильность и устойчивая динамика? И наконец, почему опытным руководителем комплекса Г.Ибрагимовым выпущены из рук бразды эффективного управления? 

Обратимся к конкретным фактам. 

В системе компании «Узбекнефтегаз» – А.Султанов – несмотря на огромные капитальные вложения в 2010-2016 годах, которые составили почти 20 миллиардов долларов, снизилась добыча жидких углеводородов и природного газа. 

При этом импорт данного сырья увеличился в 1,3 раза. Постоянно срываются сроки реализации крупных и жизненно важных проектов. В системе «Узтрансгаз», где работают 40 тысяч человек, просроченная дебиторская задолженность выросла на 14 процентов. 

Почему вами, Гулям Иномович, проявляется инертность в отношении положения дел в системе АО «Узкимёсаноат», которую вы раньше возглавляли? Почему постоянно «лихорадит» эту отрасль? Кто персонально должен ответить за недопоставки и дефицит фосфорных удобрений для сельского хозяйства? Во сколько раз за последние 10 лет увеличилась цена минеральных удобрений? 

Возникает естественный вопрос: а во сколько раз уменьшилась себестоимость минеральных удобрений? К сожалению, ответа на этот закономерный вопрос пока нет. Кто страдает от этого? Конечно же, наши дехкане и фермеры. 

Почему при наличии у АО «Узбекэнерго» огромной армии работников – 67 тысяч человек, в том числе так называемых «сборщиков» платежей, невозможно разобраться в истинных причинах огромной дебиторской задолженности. Образно говоря, «на боку лежит» угольная отрасль. 

Почему вы так и не выполнили до конца данное вам еще три года назад поручение тщательно разобраться с десятками созданных групп по реализации проектов с раздутым штатом работников, в том числе подобранных на основе родственных связей, и с огромной заработной платой? 

Прошу вас и подчиненных вам руководителей ответить сегодня на эти вопросы. Наряду с этим в I полугодии текущего года надо сосредоточить основное внимание на реализации следующих задач: 

первое – обеспечить персональную ответственность К.Санакулова и А.Фарманова за безусловную реализацию недавно утвержденной Программы по увеличению производства продукции на Навоийском и Алмалыкском горно-металлургических комбинатах. Нельзя довольствоваться темпами в 1-2 процента. 

В этой связи Г.Ибрагимову необходимо ускорить внесение проекта документа по реализации поручения по строительству новых фабрик и увеличению производства драгметаллов; 

второе – это своевременный ввод всех стратегически важных объектов не только в текущем году, но и в ближайшие 3-5 лет; 

третье – проработать и представить комплекс конкретных мер по увеличению экспорта нефтегазовой продукции, резкому сокращению импорта и созданию совместных предприятий для увеличения объемов локализации производства оборудования. 

Нет анализа импорта оборудования, ввозимого в последние 10 лет ведомствами комплексов Кабинета Министров. 

Никто не заинтересован в локализации его производства, этим предметно никто не занимается. Закономерен вопрос: что лежит в основе такого подхода? 

Поэтому впредь накануне заседания Кабинета Министров по итогам каждого квартала на отдельных совещаниях будут заслушиваться отчеты каждого заместителя Премьер-министра о состоянии сокращения импорта и снижения себестоимости, расширения локализации. Будет дана объективная оценка их деятельности. 

Особого внимания требует система Госкомгеологии, а также результативность работы ее председателя И.Турамуратова. Необходимо в ближайшее время доложить проект Программы развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы на 2017-2021 годы. 

Положение дел, которое сложилось в Комплексе машиностроения, возглавляемом заместителем Премьер-министра У.Розукуловым, вызывает серьезное беспокойство. 

Прежде всего, в отрасли автомобильной промышленности, которую вы возглавляете, объемы производства за последние три года сократились в 2,8 раза. Это серьезно повлияло на темпы роста не только промышленности, но и валового внутреннего продукта республики. При этом импорт многократно превышает экспорт, а уровень локализации составляет менее 20 процентов от импорта. 

Не обеспечен коренной пересмотр всей системы сельхозмашиностроения, которая по своей сути должна была стать не только прочным фундаментом механизации сельского хозяйства и облегчения труда наших фермеров, но и гарантированным источником пополнения валютного баланса страны. 

За последние годы лично вы ослабили кадровую работу. По вашему предложению руководителем компании «Узэлтехсаноат» был назначен Э.Иминов. Каковы же результаты его работы и отрасли в целом? 

Проработка многих инвестиционных проектов затягивается. Потребность внутреннего рынка во многих товарах удовлетворяется не более чем на 50 процентов. Провалены задания по экспорту. 

Я не могу даже вспомнить в качестве примера, чтобы вы и руководитель компании, привлекая иностранные инвестиции и современное оборудование, создали отвечающие требованиям времени конкурентоспособные производства. 

Вы удовлетворяетесь тем, что инициативу проявляют сами предприниматели. Отрасль же по-прежнему находится в аморфном состоянии. 

Из-за рекомендованного вами на должность руководителя агентства «Узстандарт» А.Курбанова и отсутствия требовательности к нему в отрасли не достигнуты конкретные и конечные результаты. В республике внедрено всего лишь 13 процентов из 21 тысячи стандартов Международной организации стандартизации. 

Поэтому требую от вас и руководителей отраслей доложить сегодня комплекс мер по реализации следующих задач: 

первое – нужна принципиально новая система развития автомобильной промышленности, повышения конкурентоспособности ее продукции, прежде всего на рынках ближнего и дальнего зарубежья. 

При этом я имею в виду не так называемую «отверточную сборку», а устойчивое развитие основной и вспомогательных отраслей, дальнейшее снижение излишних издержек и себестоимости, а также увеличение рентабельности, повышение уровня локализации и сокращение импорта; 

второе – это производство разнообразной электробытовой техники по приемлемым для населения ценам; 

третье – в прошлом году мы приняли пакет важных документов по реорганизации и созданию АО «Узагротехсаноатхолдинг». Вопрос: какие конкретные меры будут приняты вами для их успешной реализации и обеспечения стабильной работы этой важнейшей отрасли? 

четвертое – необходима коренная перестройка всей системы стандартизации, чтобы отечественная продукция отвечала современным международным стандартам. 

Ключевым направлением работы для вас, других заместителей Премьер-министра в 2017 году, безусловно, должна стать реализация комплексных мер по дальнейшему развитию экспортного потенциала отраслей экономики и территорий республики. 

Речь идет не только о показателях роста объемов экспорта продукции. На повестке дня стоят и гораздо более серьезные вопросы. Это – конкурентоспособность отечественных технологий, разработка ноу-хау, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, то есть реализация системных мер по обеспечению производства высококачественной продукции. 

Резервы у нас огромные. Несмотря на это, в прошлом году не обеспечены прогнозные показатели в объеме 1 миллиард 540 миллионов долларов. 

Из них 570 миллионов долларов приходятся на предприятия комплексов, а 970 миллионов долларов не обеспечены хозяйствующими субъектами в регионах. Количество стран, куда экспортируется наша продукция, по сравнению с 2010 годом сократилось со 176 до 138. 

В тоже время на предприятиях Комплекса машиностроения, концерна «Узфармсаноат» и АО «Узбекэнерго» импорт в десятки раз превышает экспорт. 

В системах АО «Узстройматериалы» и компании «Узбекнефтегаз» объем локализованной продукции не превышает 25-30 процентов от объемов импорта. 

Почему вами не вносятся конкретные предложения по определению персональный ответственности хокима города Ташкента Р.Усманова и хокимов районов, которые самоустранились от этой важной работы, в результате прогноз года выполнен всего на 42 процента? 

Или чем объяснить тот факт, что в Андижанской, Кашкадарьинской и Ферганской областях, возглавляемых опытными хокимами Ш.Абдурахмановым, З.Рузиевым и Ш.Ганиевым, прогнозы выполнены всего на 65-85 процентов? 

Теперь я хотел бы остановиться на задачах 2017 года. 

Нам предстоит обеспечить экспорт продукции в объеме 10,8 миллиарда долларов. Какие в связи с этим неотложные задачи нам необходимо решить? 

Первая – в 15-дневный срок следует обеспечить детальную разработку и утверждение на заседании специальной комиссии, возглавляемой У.Розукуловым, программу действий не по комплексам, так как это не оправдывает себя, а по всем без исключения предприятиям-экспортерам. 

Вторая задача – реализация договоров, заключенных в 2016 году на международных промышленных ярмарках, прошедших в городе Ташкенте и за рубежом, по поставкам продукции на общую сумму 7,7 миллиарда долларов. 

Нужно более активно продолжить начатую работу по поиску новых рынков сбыта продукции в России, Казахстане, Туркменистане, Украине и Беларуси, а также других странах. Вместе с тем следует отметить, что поручение по установлению подобного сотрудничества с Болгарией осталось без результата. 

К этой работе обязаны более активно подключиться наши дипломатические представительства за рубежом. Первому заместителю Председателя Сената С.Сафаеву, министру иностранных дел А.Камилову следует установить за этим контроль. 

Третья задача – экспорт продукции субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства по линии АО «Узтадбиркорэкспорт» и «Узсаноатэкспорт», а также Фонда при Национальном банке. Необходимо обеспечить экспорт в объеме не менее 1,5 миллиарда долларов. 

Четвертая задача – это экспорт плодоовощной продукции. Поручаю заместителю Премьер-министра З.Мирзаеву в 15-дневный срок тщательно разобраться с причинами недопоставок в прошлом году плодов и овощей на 650 миллионов долларов и внести конкретные предложения. 

Надо непременно учесть потенциал и возможности 66-ти специализированных районов республики. Теперь за выполнение заданий прямую должностную ответственность несут хокимы этих районов и их первые заместители. 

Заместителю Премьер-министра – председателю специальной комиссии У.Розукулову и новому департаменту для решения этих практических задач надо обеспечить координацию действий органов государственного и хозяйственного управления, а также первых заместителей хокимов областей, городов и районов по вопросам экономических реформ и предпринимательства. 

Я особо обратил ваше внимание на критический анализ положения дел в этих двух комплексах, а также на личную ответственность Г.Ибрагимова и У.Розукулова. 

Причина в том, что мы возлагаем на них огромную надежду, так как от них в значительной степени зависит развитие не только промышленности, но и всей экономики республики. Хочу предупредить персонально их, а также руководителей организаций, входящих в состав этих комплексов: если по итогам I полугодия текущего года не будут обеспечены реальные результаты, я буду вынужден принять по отношению к ним более жесткие меры.
 

Уважаемые участники заседания! 

Общеизвестно, что в социальной сфере особо приоритетное значение мы придаем вопросам укрепления здоровья людей, охраны материнства и детства, надежного обеспечения населения лекарственными средствами, воспитания физически здорового и духовно зрелого молодого поколения. 

Какие проблемы существуют в этих важных сферах? Обращаясь к заместителю Премьер-министра А.Икрамову, работавшему также ранее министром здравоохранения, хочу спросить: 

Во-первых, почему за все эти годы не обеспечена эффективность реформирования первичного звена здравоохранения, и прежде всего сельских врачебных пунктов, в которых сегодня недостает 2500 врачей, и они крайне слабо оснащены оборудованием и медикаментами? 

Во-вторых, разве вы не знаете о том, что из-за низкого уровня диагностики и недостаточной квалификации наших врачей ежегодно около 30 тысяч наших граждан вынуждены выезжать на лечение за границу и тратить на это огромные средства из семейного бюджета? 

В-третьих, когда вы наведете порядок и обеспечите стабильную работу всех подразделений скорой медицинской помощи? Почему зачастую они не в состоянии оказать больным действительно неотложную помощь? 

В-четвертых, когда прекратятся негативные явления среди медицинского персонала? Только в истекшем году в этой сфере возбуждено 174 уголовных дела. На состоявшейся недавно встрече с работниками здравоохранения я особо обратил на это, в частности, на случаи вымогательства в родильных комплексах, ваше внимание и внимание других руководителей системы. 

В-пятых, почему серьезными проблемами экологии вы занимаетесь недостаточно? Разве они не влияют на здоровье людей и обеспечение благополучной эпидемиологической обстановки в республике? 

В-шестых, почему лично вы и руководитель компании «Дори-дармон» А.Камилов смотрите «сквозь пальцы» и не принимаете действенные меры для устранения серьезных недостатков в работе аптечной сети, где 45 процентов дорогостоящих препаратов – импортные, причем по завышенным ценам? 

Другой важнейший участок работы вашего комплекса – развитие физической культуры и спорта. Конечно, в последние годы в этой сфере, особенно в области высшего спортивного мастерства, у нас есть определенные успехи. И мы ими по праву гордимся. 

Однако на последней Олимпиаде призовые места завоеваны только по тяжелой атлетике, боксу, борьбе и дзюдо. В чем причина этого? 

За последние 5 лет на развитие физической культуры и спорта, а также укрепление их материально-технической базы из бюджета выделены 1 триллион 230 миллиардов сумов. И это не считая средств Национального олимпийского комитета. 

В стране создана мощная база развития детского спорта, а также высшего спортивного мастерства и олимпийского резерва. Какая еще нужна база и какие дополнительные условия и средства? 

Надо глубже вникать в данные проблемы. 

С учетом всего вышесказанного необходимо обеспечить реализацию следующих задач: 

первое – ускорить подготовку пакета документов и предложений по устранению этих недостатков и выполнению поручений по СВП, специализированным высокотехнологичным медицинским центрам и станциям скорой медицинской помощи; 

второе – необходим комплекс мер по созданию действенной системы повышения квалификации врачей и других медицинских работников как у нас в стране, так и в ведущих зарубежных клиниках, а также, при необходимости, их материальному стимулированию; 

третье – совместно с контролирующими органами следует жестко навести порядок в реализации 340 видов лекарственных препаратов и медицинских изделий по фиксированным ценам. Каждый гражданин страны должен ощутить реальную пользу от принятых нами решений. 

Наряду с этим надо обеспечить эффективную реализацию утвержденной в сентябре прошлого года Программы по дальнейшему развитию фармацевтической промышленности на 2016-2020 годы; 

четвертое – под особым контролем должна находиться реализация утвержденной Программы государственной поддержки престарелых и инвалидов. Каждая льгота и мера социальной поддержки должна обязательно дойти до конкретного адресата; 

пятое – необходимо совместно с первым заместителем Премьер-министра А.Раматовым в ближайшее время представить комплекс предложений по улучшению положения дел в сфере экологии, и прежде всего по усилению государственного контроля в области обращения отходов; 

шестое – обращаю ваше внимание и персонально – министра Б.Ахмедова на необходимость более эффективного использования созданной мощной базы физической культуры и спорта. 

Нельзя довольствоваться только соревнованиями «Умид нихоллари», «Баркамол авлод» и Универсиады. Нужна серьезная селекционная работа по отбору и воспитанию талантливых юношей и девушек. 

Нужно также отметить, что подготовленный к нашему заседанию безликий отчет министра Б.Ахмедов не выдерживает никакой критики. Ни анализа, ни конкретных предложений. Видимо, поэтому положение дел в развитии культуры у вас ограничивается в основном проведением юбилейных праздников. Ни вы, ни ваши заместители даже не пытаетесь коренным образом изменить ситуацию к лучшему, придав этой сфере новое содержание. 

Дорогие друзья! 

Сама жизнь и опыт прошлых лет требуют от нас устранить серьезные проблемы в обеспечении комплексного развития территорий, создания и коренной перестройки инфраструктуры. Поэтому в структуре Кабинета Министров созданы новый комплекс, возглавляемый первым заместителем Премьер-министра, а также департамент. Их главная задача – создать стабильно функционирующую систему по двум следующим направлениям: 

первое – четкая координация действий хокимиятов и отраслевых органов управления по реализации неотложных и перспективных задач развития районов, городов, областей и Республики Каракалпакстан. Цель – устранить серьезные диспропорции в экономике и социальной сфере, а главное, в жизненном уровне людей; 

второе – разработка, контроль за реализацией и достижение прогнозных параметров программ по развитию и модернизации дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктуры. Конечная цель – это создание надежной инфраструктуры для отраслей экономики и благоприятных условий для населения в городах и на селе. 

Считаю необходимым обратить внимание А.Раматова, что лично от него и двух департаментов требуется: 

первое – обеспечить эффективную работу всех ведомств, входящих в состав комплекса. Не надо выдвигать необоснованные предложения и принимать скоропалительные решения. На днях по этим причинам я был вынужден возвратить комплексную программу по решению проблем Приаралья. Прошу не повторять такие просчеты; 

второе – необходимо завершить и представить в ближайшее время проекты постановлений по решению крупных проблемных вопросов, поднятых в ходе встреч с избирателями во всех 14 регионах; 

третье – это практическая реализация 12 социальных и инфраструктурных программ, рассчитанных на 2017-2021 годы. Из них 8 программ уже утверждены. Необходимо в ближайшее время доработать и представить пакет документов по дальнейшему улучшению транспортного и торгового обслуживания, питьевого водоснабжения, реконструкции автодорог. 

На повестке дня также стоит вопрос о создании Министерства жилищно-коммунального обслуживания. Утверждение этих проектов вами необоснованно затянуто; 

четвертое – надо повернуться лицом к проблемам вложения значительных объемов инвестиций в развитие территорий республики. В связи с этим вношу предложение в качестве «пилотного» проекта на примере Национального банка внешнеэкономической деятельности, внедрить систему, когда его территориальные подразделения, наряду с выполнением основных задач, будут дополнительно обеспечивать комплекс мер по вовлечению в инвестиционную деятельность как собственных средств, так и внешних источников финансирования. Руководитель банка С.Рахимов должен представить свои предложения. 

Кроме этого, есть ряд ключевых задач, которые не терпят отлагательства. В их числе – коренная реорганизация всей системы Госархитектстроя, устаревших методологий и нормативов в градостроительстве, устранение диспропорций и проблем в капитальном строительстве, а также пересмотр неэффективной деятельности проектных институтов. 

Приведу некоторые факты. Принят целый пакет документов по совершенствованию градостроительства, однако многие из них остались без должного контроля. 18 генпланов городов и городских поселков, разработанных еще в 2012-2015 годах, до сих пор не утверждены. 

Руководством комитета не обеспечен контроль за выполнением поручения, данного 3 года назад, о создании Советов по совершенствованию деятельности районных архитекторов, укреплению их материально-технической базы и выделению автомобилей «Дамас». 

Из 850 проектно-изыскательских организаций, имеющих лицензию, только 147, или всего 17 процентов, привлечены к реализации республиканской Инвестиционной программы. 

Надо откровенно признать, что одним из самых серьезных наших недостатков является отсутствие проектных институтов, отвечающих современным требованиям. Их материально-техническая база находится на уровне 80-х годов. Даже не стоит говорить об уровне использования ими информационно-коммуникационных технологий, достижений современной науки, архитектуры и дизайна. 

Поэтому сама жизнь диктует необходимость создания в каждой области по одному-двум современным проектным институтам. 

Следует отметить, что в сфере разбазариваются значительные государственные средства и ресурсы. В прошлом году инспекциями сняты объемы подрядных работ на сумму 4,7 миллиарда сумов. При экспертизе сметная стоимость 24 тысяч проектов была обоснованно снижена на 1,5 триллиона сумов. 

Возникает вопрос: разве об этих серьезных недостатках не знают Б.Закиров и его первый заместитель А.Тохтаев? Почему вы оба занимаетесь только отдельными объектами, но не вникаете в указанные проблемы и не решаете их? 

В 20-дневный срок надо внести конкретные предложения по коренной реорганизации всей системы. 

Нас не удовлетворяет положение дел и в дорожном строительстве. По вине Министерства финансов и его Дорожного фонда постоянно ощущается острая нехватка финансирования. Не решены вопросы стабильной поставки битума, не прекращаются хищения, велика текучесть кадров. 

В прошлом году мы заменили руководство агентства «Узкоммунхизмат» и АО «Узстройматериалы». Но и новые руководители этих организаций И.Махкамов и Б.Зарипов не проявляют необходимую инициативу. 

Надеюсь, что сегодня в отчете А.Раматова и других руководителей будут даны конкретные ответы на эти вопросы. С остальными руководителями я непременно встречусь в ближайшее время в рамках отчетов Президенту членов правительства, которые уже внедрены в начале этого года. Прошу тщательно подготовиться всех без исключения руководителей и хокимов территорий. 

Учитывая серьезность и тяжесть положения дел на местах, мы назначили А.Раматова первым заместителем Премьер-министра и поручили ему этот трудный участок работы. Поэтому если все заместители Премьер-министра, хокимы, руководители министерств и ведомств, объединив усилия, не станут ему помогать и не окажут активное содействие, то сложно будет рассчитывать на желаемый результат. 

В связи с этим А.Раматову предоставляется право внести изменения в утвержденные адресные программы по строительству инфраструктуры и социальных объектов исходя из реального положения дел на местах. 

Уважаемые участники заседания! 

Безусловно, все мы понимаем, что успешная реализация экономических реформ и социальных преобразований, прежде всего, определяется эффективностью деятельности экономических и финансовых органов. 

Они призваны не только разрабатывать, но и обеспечивать реализацию стратегических задач по укреплению экономической мощи нашей страны, рассчитанных на ближайшую и долгосрочную перспективу. 

Несколько лет тому назад на заседании правительства была подвергнута жесткой критике деятельность Министерства экономики и ее бывшего руководителя Р.Гулямова. Было подчеркнуто, что Министерство экономики не обеспечивает в должной мере функции «локомотива» министерств и ведомств республики. К сожалению, надо открыто признать, что эта задача не решена до сих пор. 

Предлагаю обратиться к конкретным фактам и проблемам. 

Первое – это результаты реализации целевых программ, раскрывающие эффективность реформ. В их числе надо отметить следующие экономические и финансовые показатели развития промышленности и других отраслей: состояние производственных мощностей, снижение издержек и себестоимости, повышение уровня локализации, рентабельности и конкурентоспособности продукции. 

При сокращении себестоимости по отраслям в среднем на 10 процентов отдельная продукция химической и легкой промышленности, автомобилестроения, строительной индустрии и ряда других отраслей из-за своей дороговизны не конкурентоспособна на внешних рынках. Отдельные предприятия вообще работают в убыток. 

Изжили себя старые методы формирования Программы локализации. Чем объяснить тот факт, что наряду с прогнозом экспорта мы тщательно и скрупулезно не прогнозируем импорт? 

Только в прошлом году импортировано продукци