Указом Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» одним из приоритетных направлений развития страны на современном этапе определено «развитие и либерализация экономики», предусматривающее, наряду с прочими мерами, активное привлечение иностранных инвестиций в отрасли экономики и регионы страны. Узбекистаном взят курс на глубокую интеграцию в мировое экономическое сообщество и активизируется деятельность, направленная на создание условий для вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Одним из принципов ВТО является безусловное доверие всеми сторонами международной торговой и экономической деятельности к результатам испытаний и измерений, выполняемых каждой из сторон, и взаимное признание этих результатов. Обязательным условием подобного взаимного доверия является единство измерений – состояние измерений, при котором результаты измерений выражены е узаконенных единицах, а характеристики точности этих результатов находятся в установленных границах с известной вероятностью. Только единство измерений позволяет сопоставить результаты измерений, выполненных в разное время и в разных местах, и избежать проведения повторных, часто дорогостоящих, проверочных измерений.
Обеспечение единства измерений и достижение на этой основе метрологической прослеживаемости результатов измерений в настоящее время становится важнейшей проблемой международного масштаба и основной задачей ведущего органа глобальной системы измерений – Международного бюро мер и весов (МБМВ).
Как следует из приведенного выше определения, единицы измерений являются ключевым объектом единства измерений. Произвол в выборе единиц измерений не только исключает возможность сопоставления результатов измерений, но и может привести к непредсказуемым последствиям – техногенным катастрофам, многомиллиардным материальным потерям и пр.
Наглядным примером может служить потеря в 1999 году американского космического аппарата Mars Climate Orbiter, предназначенного для исследования в качестве спутника Марса параметров климата этой планеты.
Вблизи планеты Марс, на стадии заключительной незначительной коррекции пространственного положения аппарата, произошел сбой, приведший к падению аппарата на поверхность Марса и к потере порядка 200 миллионов долларов США. Анализ аварии выявил несогласованность действий по управлению космическим аппаратом со стороны специалистов НАСА и специалистов фирмы Локхид, проектировавшей аппарат. В своих расчетах специалисты НАСА использовали данные, выраженные в Международной (метрической) системе единиц (килограмм, метр, секунда), а специалисты Локхид – в традиционной английской системе (фунт, фут, секунда). Разница в значениях момента силы, выраженных в метрической и английской системах мер, составляет 4,45 раза. Неправильная команда, переданная для двигательной установки аппарата, привела к его потере.
Применение при маркировке продукции установленных наименований и обозначений единиц измерения необходимо не только для предотвращения возможного заблуждения потребителей, но и для обеспечения безопасной эксплуатации этой продукции.
Например, в конце 90-х годов на рынке Узбекистана появились бытовые счетчики газа. Маркировка счетчиков внешне соответствовала установленным требованиям. Максимальный расход газа через счетчики был выражен в «m3/s», т.е. с использованием обозначений, принятых для единиц Международной системы. Однако буквальное следование маркировке могло привести к неизбежной аварии - разрыву газопроводных труб и, соответственно, пожару и человеческим жертвам. Это объясняется тем, что разработчики прибора под буквой «s» в маркировке понимали не общепринятое обозначение единицы времени «секунда», а обозначение другой единицы – «час» (soat), в 3600 раз большей.
Применение в маркировке продукции единых, официально установленных, обозначений единиц особенно важно для безопасного и правильного применения лекарственных препаратов и пищевых добавок, пользующихся особым спросом на рынке.
Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ), членом которой является и Узбекистан, в международном документе OIML D 1:2012 (Аспекты закона по метрологии), являющегося рамочным документом для создания национальных законов в области метрологии и метрологической деятельности, рекомендует единицы измерений, допускаемые к применению в стране, устанавливать актом государственной власти. При этом в качестве узаконенных единиц (официально допущенных к применению) утверждать единицы Международной системы единиц (сокращенное наименование - SI) и некоторые другие, не входящие в SI, единицы, предложенные Международным бюро мер и весов (МБМВ) и одобренные МОЗМ. Международный документ OIML D 1:2012 рекомендует также для обеспечения единообразия обозначений единиц применять только международные обозначения, построенные на базе букв латинского алфавита и ряда букв греческого алфавита. Наименования единиц желательно использовать также международные, однако допускается использование и национальных наименований.
До настоящего времени единицы, допускаемые к применению в Узбекистане, их наименования и обозначения, регламентировались государственным стандартом Узбекистана O‘z DSt 8.012:2005, который устанавливает международные обозначения единиц измерений и содержит требования, соответствующие вышеприведенным международным положениям. Во взаимоотношениях со странами СНГ применяется межгосударственный стандарт ГОСТ 8.417:2002 аналогичного содержания, допускающий к применению наряду с международными обозначениями единиц и русские обозначения единиц измерений.
Однако установление обязательных к применению единиц измерений государственным стандартом противоречит положениям Закона Узбекистана «О метрологии», статьей 5 которого регламентировано, что «наименование единиц физических величин, обозначение, правила их написания и применения утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан».
Широкое применение в настоящее время узбекского алфавита на основе латиницы и отсутствие у хозяйствующих субъектов Узбекистана должных знаний о требованиях государственных стандартов приводит к произвольному выбору наименований и обозначений единиц, что может нарушить взаимопонимание между субъектами хозяйственной деятельности и привести к непредсказуемым последствиям.
Особенно важным является официальное утверждение международных обозначений единиц величин в связи с полным переходом на латинскую графику в системе образования.
Для устранения подобного перекоса в вопросах применения единиц измерений и требований к их наименованиям и обозначениям Агентством «Узстандарт» разработан и, после согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами, представлен в Кабинет Министров Республики Узбекистан для рассмотрения и утверждения проект Постановления «О применении единиц величин в Республике Узбекистан» (в дальнейшем - Постановление).
Целью разработки Постановления является развитие и совершенствование правовой основы системы обеспечения единства измерений Республики Узбекистан и создание условий для признания зарубежными партнерами результатов измерений и испытаний, проведенных в Узбекистане.
Задачей разработки Постановления является упорядочение требований к единицам измерений, официально допускаемым к применению во всех областях научной, учебной, хозяйственной деятельности, в экономических и общественных отношениях в Узбекистане, установление единых наименований и обозначений единиц и правил применения наименований и обозначений единиц величин, гармонизированных с международными требованиями в части применения узаконенных единиц измерений.
Анонсируемое Постановление «О применении единиц величин в Республике Узбекистан» было утверждено Кабинетом Министров Республики Узбекистан 10 января 2018 года под номером 21 и вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования. Министерствам и ведомствам в двухмесячный срок предписывается привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с указанным Постановлением
Внедрение положений Постановления позволит:
- упорядочить применение наименований и обозначений единиц величин во всех видах публикаций и документов, независимо от языка текста этих документов;
- повысить эффективность образования;
- повысить уровень взаимопонимания между субъектами всех видов деятельности, в том числе, и при международных отношениях;
- обеспечить условия взаимного признания зарубежных экономических партнеров к результатам измерений, выполненных в Узбекистане.
Учитывая всеобщую необходимость применения Положения необходимо информацию об основных требованиях Положения и о введении его в действие довести до сведения всех субъектов деятельности в Узбекистане с использованием организационного потенциала Агентства «Узстандарт» и средств массовой информации.